Московская школа древнерусского искусства

Московская школа древнерусского искусства

МОСКО́ВСКАЯ ШКО́ЛА ДРЕВНЕРУ́ССКОГО ИСКУ́ССТВА — сложилась в связи с усилением Моск. княжества и ролью Москвы как объединяющего центра (с 20—30-х гг. 14 в.). Первые памятники: Успенский собор (1327) и Архангельский собор (1333) в Моск. Кремле (не сохр.), белокам. стены и башни Кремля 1367 (не сохр.). Стилистически М. Ш. Д. И. складывалась в кон. 14 — нач. 15 в. на основе традиций владимиро-суздальской архитектуры 12 в.: тип 4-столпного белокам. Храма с повышенными подпружными арками и ярусами кокошников, резным декор. поясом по фасаду (Успения на Городке храм в Звенигороде, 1399; Рождеств. собор Саввино-Сторожевского мон., 1405, в 10 км от Звенигорода, теперь черта города; Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, 1412 или 1427; Спасский собор Андроникова мон., 1420 — до 1427). Щелевидные окна, перспективные порталы, декор. пояс по фасаду (орнаментально-плоскостной, в отл. от аркатурного пояса во влад.-сузд. зодчестве), сам тип храма — свидетельства развития традиций домонг. поры, прежде всего влад.-сузд., продолжавших, в свою очередь, традиции Киевской Руси. Система подпружных арок и кокошников восходит, скорее, к традициям черниговской и смоленской архитектуры домонг. поры. В живописи М. Ш. Д. И. в сер. 14 в. еще сильны архаич. традиции (Житийная икона Николы сер. 14 в., икона Бориса и Глеба — обе из Коломны). Сдержанный, лаконичный язык, подлинная эпичность свойственны М. Ш. Д. И. и позже ("Сошествие во ад", кон. 14 — нач. 15 в., из Коломны). Др. направление исходит от великокняж. двора и окружения митр. Феогнота. Это наследие Византии, усиленное в 30—40-х гг. 14 в. связями с константинопольскими мастерами "палеологовского ренессанса" (роспись совм. с греч. мастерами Архангельского собора и Спаса на Бору — не сохр.; икона "Спас Ярое Око", сер. 14 в. — Успенский собор Кремля). Расцвет М. Ш. Д. И. — с 80-х гг. 14 в. (после Куликовской битвы) связан с именами Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного. В кон. 15 в. формируется рус. централиз. гос-во, Москва становится его центром. Рус. зодчие вместе с итал. перестраивают Моск. Кремль. Школа Андрея Рублева имела огромное влияние на всю живопись 15 и даже 16 в., на прикл. иск-во (напр., оклады икон, шитье), но с кон. 15 в. правомерно говорить уже не о М. Ш. Д. И., а об иск-ве рус. гос-ва в целом.

Лит.: История рус. иск-ва. М., 1955. Т. 3; Лазарев В. Н. Феофан Грек и его школа. М., 1961; Миева Н. Е. Иск-во Московской Руси: 2-я пол. 15—17 вв. М., 1965; Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966; Его же. Др.-рус. худож. культура Москвы и прилежащих к ней княжеств 14—16 вв. М., 1970.

Икона Рождество Богоматери. Нач. 16 в. Московская школа

Икона Рождество Богоматери. Нач. 16 в. Московская школа

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Московская школа древнерусского искусства" в других словарях:

  • Московская школа —         одна из основных школ древнерусского искусства в XIV начале XVI вв. Сложилась и интенсивно развивалась в эпоху усиления Московского княжества. Роль Москвы как центра объединения русских земель уже в 20 30 х гг. XIV в. обусловила широкий… …   Художественная энциклопедия

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика —         РСФСР.          I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …   Большая советская энциклопедия

  • Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • СССР. Литература и искусство —         Литература          Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… …   Большая советская энциклопедия

  • Москва — I Москва         река в Московской и частично в Смоленской области РСФСР, левый приток Оки (бассейн Волги). Длина 502 км, площадь бассейна 17 600 км2. Берёт начало на Московской возвышенности. Питание снеговое (61%), грунтовое (27%) и дождевое… …   Большая советская энциклопедия

  • Древнерусское искусство — средневековый период истории русского искусства, продолжавшийся со времени образования государства Киевская Русь до петровских реформ (9 17 вв.). Возникло в результате слияния традиций восточно славянского языческого искусства и византийской… …   Художественная энциклопедия

  • Москва (столица СССР) — Москва. I. Общие сведения. Население М. столица СССР и РСФСР, центр Московской области. Крупнейший в стране и один из важнейших в мире политических, научных, промышленных и культурных центров, город герой. М. относится к крупнейшим по численности …   Большая советская энциклопедия

  • Муром — У этого термина существуют и другие значения, см. Муром (значения). Город Муром …   Википедия

  • Подобедова, Ольга Ильинична — Ольга Ильинична Подобедова Дата рождения: 8 (21) января 1912(1912 01 21) Место рождения: г. Холм, Холмская губерния, Царство Польское Дата смерти: 27 сентября …   Википедия

  • сравнительные характеристики русских иконописных школ —     Дошедшие до нас описания языческих святилищ (капищ) 9 10 вв. упоминают об имевшихся там росписях, и множестве деревянных резных идолов. С крещением Руси новые для нее виды живописи вытесняют круглую скульптуру, характерную для язычества.… …   Словарь живописи и реставрации


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»